Глава 13. Интерактивные методы преподавания
245
гнуть анализу, вычленить из всего объема информацию, не
относящуюся к рассматриваемому вопросу, выявить пробле-
мы, увидеть точку зрения своих коллег, классифицировать
информацию по различным основаниям и т. п.
Цели
проведения этого интерактивного метода могут
быть разными:
а) генерирование идей для решения теоретической или
практической задачи;
б) вовлечение в процесс обучения всех слушателей ауди-
тории и/или активизация их мыслительной деятельности;
в) способствование общему восприятию темы;
г) структурирование большого объема информации (пере-
числений, видов и т. п.);
д) диагностирование опыта и знаний слушателей.
Указанные выше цели взаимосвязаны, и, как правило,
одна цель не может быть достигнута без другой, причем их
постановка и достижение не зависят от формы занятия. С
учетом этого мозговой штурм может быть использован на
любых этапах проведения занятия.
В начале занятия
этот интерактивный метод преподава-
ния может применяться как для диагностирования опыта и
знаний слушателей, так и для вовлечения их в процесс обуче-
ния. Это наиболее часто используемый вариант проведения
мозгового штурма.
В середине занятия
мозговой штурм может быть исполь-
зован как в рамках презентации, так и для проведения прак-
тического занятия. В любом случае использование мозгового
штурма меняет темп занятия и обеспечивает повышение вни-
мания слушателей, которое начинает снижаться после 20–30
минут с момента его начала.
Если аудитория достаточно подготовленная, то использо-
вание предыдущего опыта и знаний аудитории в ходе мозго-
вого штурма позволяет в рамках презентации как этапа ин-
терактивного занятия обобщить совокупный опыт аудитории
и представить его как цельное знание о предмете занятия,
которое у слушателей после занятия будет в полном объеме,