Глава 13. Интерактивные методы преподавания
267
шая собственный уровень знаний и навыков. Для достиже-
ния этой цели преподаватели разрабатывают своеобразный
вопросник, который способствует наблюдателям анализи-
ровать и комментировать действия своих коллег, сосредота-
чиваться на наиболее важных моментах и структурировать
полученные знания.
Демонстрация навыка
как цель ролевой игры предпола-
гает участие в ней наиболее подготовленных слушателей и/
или преподавателя. Это связано с тем, что слушатели должны
получить представление о том, как необходимо действовать
в той или иной ситуации и что именно нужно делать. Для
проведения такой ролевой игры целесообразно приглашать
специалиста, который неоднократно и успешно применял
этот навык на практике.
При этом следует учитывать, что «идеальных» демон-
страций не бывает, так как любой навык индивидуален и его
бездумное копирование опасно. Нужно понимать, что цель
демонстрации – познакомить слушателей с технологией дей-
ствий в типичных ситуациях. Навык же вырабатывается пу-
тем долгих тренировок и практики. Как показывает практика
применения рассматриваемого интерактивного метода, для
достижения этой цели «демонстратору» всегда следует быть
готовым к критике со стороны своих коллег, так как у каждо-
го из них имеется свое собственное индивидуальное пред-
ставление о навыке. Перед проведением такой ролевой игры
важно заострить внимание слушателей именно на техноло-
гии действий в конкретной ситуации.
Демонстрация типичных ошибок
заключается в том, что
преподаватель или подготовленный слушатель специально в
ходе ролевой игры допускает типичные ошибки. В отличие
от предыдущей цели ролевая игра с целью демонстрации ти-
пичных ошибок не требует особой подготовки от «демонстра-
торов». Здесь особая роль отводится наблюдателям, которые
должны обнаружить ошибку в навыке и прокомментировать
ее. В некоторых случаях наблюдателям можно предложить
показать, как необходимо было действовать в ситуации, или