Глава 13. Интерактивные методы преподавания
263
но попытаться решить проблемное задание или отработать
его на другом человеке. В противном случае преподаватель не
сможет понять, на что направлено творческое задание, какие
цели могут быть достигнуты в результате его проведения. За-
частую преподаватели допускают ошибки, рассчитывая, что
использование творческого задания будет способствовать до-
стижению одной цели, а в результате такое задание либо во-
обще ее не достигает, либо достигает совершенно иную цель,
которую преподаватель не ставил.
Также преподаватель должен очень внимательно отно-
ситься к формулированию задания, стремясь к его ясности и
недвусмысленности. Учитывая сложность рассматриваемого
интерактивного метода, преподаватель, формулируя задание,
может показать один из вариантов конечного результата.
Работать над проблемным заданием может как один слу-
шатель, так и несколько, образуя малую группу. После пред-
ставления результатов работы над проблемным заданием пре-
подавателю следует либо опробовать его на другом участнике
группы, например провести игру, либо в аудитории слушателей
проанализировать его итоги. Но ни в коем случае нельзя остав-
лять результаты творческого задания без внимания и анализа.
Ролевые игры
Ролевые игры (в литературе можно встретить другие на-
звания этого интерактивного метода: деловые игры, имита-
ции, моделирование и т. п.) часто являются основным прие-
мом на интерактивных занятиях. Популярность этого метода
объясняется тем, что он в большей мере, чем остальные ме-
тоды, позволяет моделировать профессиональную деятель-
ность юриста. Но в то же время многие преподаватели не
всегда учитывают риски и сложности, которые могут возни-
кать при проведении деловых игр.
Практика использования интерактивных методов свиде-
тельствует том, что преподаватели не всегда отличают друг
от друга два интерактивных метода – демонстрацию (имеет-
ся в виду демонстрация третьего вида – «живой» визуальный
образ) и ролевые игры. Это, в свою очередь, влияет и на эф-