Глава 13. Интерактивные методы преподавания
271
4-й этап – представление плана ролевой игры.
Оптималь-
ный вариант, когда план вместе с указанием времени на вы-
полнение каждого шага раздается всем участникам или вы-
вешен на плакате.
5-й этап
–
представление правил игры.
Необходимо на-
помнить, что будут делать активные участники и наблюдате-
ли на каждом этапе.
6-й этап
–
демонстрация.
Иногда, особенно в начале об-
учения новому навыку, приглашенный специалист или бо-
лее подготовленный коллега может сам показать несколько
вариантов действий юриста в разыгрываемой ситуации, на-
помнив тем самым некоторые правила поведения. Это может
быть повторением первоначальной «мотивационной» демон-
страции, но уже без явных ошибок.
7-й этап – распределение ролей.
Необходимо заблаговре-
менное оптимальное планирование распределения по ролям
с учетом опыта предыдущих занятий. Важно также предо-
ставить всем равные возможности для участия в различных
ролях – юристов, клиентов, наблюдателей и т. п. Участники в
соответствии с их ролями получают заранее подготовленные
материалы.
8-й этап
–
подготовка к ролевой игре.
При необходимо-
сти участники могут договориться об увеличении времени
на подготовку: готовиться можно как индивидуально, так и
с помощью коллег, которые затем выступят в качестве на-
блюдателей. Особое значение на этом этапе приобретает
деятельность преподавателя. Так, преподаватель не должен
подсказывать участникам, как и что должны они делать. Но в
случае, если слушатели «уходят в сторону» при обсуждении
своих дальнейших действий, преподаватель должен путем
постановки наводящих вопросов направить их рассуждение
в нужное русло.
9-й этап – ролевая игра.
Активные участники действуют в
соответствии со своими ролями и полученной информацией.
По ходу ролевой игры наблюдатели, приглашенный специа-
лист или преподаватель не должны вмешиваться в действия