71
Глава 3. Анализ дела и выработка позиции по делу
Драматизация, очеловечивание, визуализация
Большинство людей перестают учиться, выходя из стен
учебных заведений. Бóльшая часть того, о чем они узнают
после этого, приходит к ним с экрана телевизора. Поэтому
люди изначально настроены на драму, на акцент на личности,
на сложные визуальные эффекты. Они настроены на получе-
ние информации быстро, в простых, легко усваиваемых бло-
ках. Они настроены на привлекающие внимание «наглядные
пособия». И они хотят, чтобы все это было легко и интересно.
Значение такой ситуации для адвоката очевидно.
Во-первых, старайтесь находить интересные, драматиче-
ские и разнообразные методы представления своей версии.
Присяжные ждут от адвокатов и свидетелей определенного
энергетического уровня. Постарайтесь воссоздать случивше-
еся с помощью «словесных картин», а не просто сообщайте
присяжным, что произошло. Поместите присяжных в центр
этих картин, чтобы они не просто увидели, а почувствовали
то, что произошло.
Во-вторых, концентрируйте внимание на людях, а не про-
сто на событиях. Люди совершают поступки по каким-то
причинам. Присяжные хотят знать не только, что произошло,
но что стало причиной определенного поведения людей в
определенных событиях. Присяжные хотят знать об основ-
ных действующих лицах, чтобы решить, кому мысленно
аплодировать.
В-третьих, как можно чаще пользуйтесь наглядными по-
собиями. Обратите внимание, как в программах новостей
визуальный ряд комбинируется с рассказом. Обратите вни-
мание, как эффективно привлекают внимание и доводят до
зрителя простые утверждения рекламные щиты на шоссе.
Эти методы очень эффективны в работе с людьми.
Наконец, делайте все быстро и просто. Присяжные ждут
от вас информации в блоках по пять–десять минут. Скон-
центрируйте внимание на своих темах и ключевых фактах
и повторяйте их. Зал судебных заседаний ничем не отлича-
ется от университетской аудитории. Люди лучше поддаются